Пассажиры всех видов
транспорта, объединяйтесь!

“Ведутся работы по воссозданию интерьеров исторических вагонов”

В Музее железных дорог России собрана уникальная коллекция подвижного состава.

Музей железных дорог России открылся в прошлом году и сразу стал значимым объектом на туристической карте Северной столицы. Приходят сюда не только железнодорожники, но и все, кто интересуется историей техники. О том, как будет развиваться музей и какие новые экспонаты в нём могут появиться,  рассказал его директор Владимир Одинцов.

– С момента открытия музей принял более 200 тыс. посетителей. Кого музей привлекает в большей степени? Это работники компании, туристы, приехавшие в Санкт-Петербург, школьники, пришедшие с экскурсиями?

– В первую очередь посетители музея – это жители Санкт-Петербурга. Важно отметить, что почти треть посетителей – дети. И это не случайно, ведь музей в большей степени создавался как профориентационный центр. Отрадно наблюдать, что с первых дней работы музей стал центром семейного отдыха. Есть здесь что посмотреть и молодёжи, и старшему поколению. Безусловно, посещают нас и любители железных дорог, и все, кто интересуется историей железнодорожного транспорта. 
У нас созданы все условия для посетителей с ограниченными возможностями. В музее уже проведены экскурсии для маломобильных групп населения из центров реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, детского интерната для слабослышащих, Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. 

– Количество посетителей музея заметно превысило расчётное. Музей справляется с нагрузкой? Сколько в среднем людей в день сюда приходят?

– Можно с уверенностью говорить о том, что музей с потоком посетителей справляется. Сразу после открытия, когда вход был бесплатный, к нам приходили в среднем 3414 человек в день. В новогодние праздники, после того как была введена входная плата, мы насчитали 3359 посетителей в день. Сейчас в будний день нас в среднем посещают 374 человека, в выходные – 1773. 

– Планируется ли включение музея в общегородские туристические программы? Вы сотрудничаете в этом направлении с администрацией Санкт-Петербурга?

– Музей сейчас ведёт переговоры и сотрудничает с администрацией Санкт-Петербурга, обсуждаем возможные направления работы с представителями комитетов по культуре и развитию туризма. Кроме того, отдел маркетинга инициирует встречи с представителями туристических фирм, для них проводятся экскурсии по музею, закладывается основа для дальнейшего сотрудничества. Заключены договоры, и мы принимает экскурсантов от туристических фирм: ООО «ТариТур СПБ», ООО «АСК». Проходят согласование договоры с туристическими фирмами ООО «Невские сезоны», ООО «Стартревел», ООО «РЖД Тур». 

– У музея к моменту открытия была сформирована богатая коллекция. Какими экспонатами планируется пополнить её в ближайшее время? Какие экспонаты вы бы хотели обязательно включить в собрание?

– В коллекции музея целый ряд интереснейших объектов ожидает своей очереди на восстановление и реставрацию, находясь на фондовой площадке. Это главный источник обновления экспозиции. Тем не менее есть и планы пополнения коллекции новыми предметами. Среди них разные объекты: от электровоза серии ЧС2т до вагона-ресторана. С момента открытия музея его коллекция пополнилась самым первым рельсовым автобусом РА1-0001. Он уже включён в экспозицию. 

– Помимо железнодорожной техники в музее есть и так называемая зона будущего. На какую аудиторию эта территория рассчитана?

– «Зона будущего» относится к перспективным проектам музея. Сейчас ведётся монтаж экспозиционного оборудования. Нам кажется правильным, что музей не только посвятит посетителей в события 180-летней истории железных дорог России, но и приоткроет возможность заглянуть в будущее стальных магистралей. Этот тематический блок будет рассчитан на самые разные категории посетителей, но особенно на детскую аудиторию. Ведь ей это будущее воплощать в жизнь. 

– Музей оснащён несколькими интерактивными стендами, позволяющими посетителям разобраться в устройстве тепловоза или опробовать в действии телеграфный аппарат. Кто создавал и разрабатывал их?

– Данные инсталляции подготовлены в рамках первого этапа создания экспозиции. Они подготовлены на основании проекта экспозиции, разработанного ООО «Комбинат музейно-выставочного искусства». 

– Многие образцы техники попадали в музей в плохом состоянии. Кто занимался их реставрацией, удалось ли привлечь волонтёров из числа работников дороги для восстановления техники?

– К открытию музея проведена беспрецедентная, грандиозная работа по подготовке натурных экспонатов подвижного состава. Особенности хранения коллекции на открытом воздухе, характерные для железнодорожных музеев в Российской Федерации, наложили свой отпечаток. Не случайно даже экспонаты площадки на Варшавском вокзале приходилось регулярно приводить в экспозиционное состояние. В ходе подготовки нового музея были освоены и более серьёзные ремонты. Например, освоен ремонт кузовов старотипных пассажирских вагонов. Занималась этим группа реставраторов ООО «АРС». Существенную помощь оказали структурные подразделения полигона Октябрьской дороги, взявшие шефство над конкретными экспонатами. 

– Некоторые образцы техники можно изучать не только снаружи, но и изнутри. Какие экспонаты планируется открыть для посетителей?

– Это один из самых интересных проектов последующего развития музея. Разместив большую часть коллекции под крышей зданий, мы можем сосредоточиться на более тщательной подготовке интерьеров наших экспонатов. Сейчас ведутся работы по воссозданию интерьеров нескольких исторических вагонов. Одними из первых для посетителей станут доступными уникальные почтовый и переселенческий вагоны. На специальных тематических экскурсиях можно будет посетить и уникальный Боевой железнодорожный ракетный комплекс. 

– Как администрация Октябрьской дороги помогала музею в восстановлении техники?

– На полигоне Октябрьской дороги вряд ли остались такие службы, которые оказались бы не задействованы в создании и подготовке к открытию музея. Без этой помощи невозможно было бы представить реализацию столь неординарного и амбициозного проекта. Руководство дороги задало необходимый ритм процессу, обеспечив участие самых разноплановых специалистов в данном проекте. Так, только на приведении в экспозиционное состояние БЖРК были задействованы дирекции аварийно-восстановительных средств и пассажирских обустройств, дорожный экспериментальный завод. 

– На станции Шушары в Ленинградской области много лет работал небольшой музей железнодорожной техники, а также мастерские, где эту технику ремонтируют и восстанавливают. Будет ли использован опыт работников этих мастерских?

– Сейчас на станции Шушары находится фондовая площадка Музея железных дорог России. Мастерские же расположены на территории самого музея на станции Санкт-Петербург-Балтийский. Именно благодаря их работе удалось провести своевременную подготовку более 100 объектов техники для экспозиции. 

– На каждой дороге в системе РЖД есть свой музей железнодорожной техники, иногда не один. Станет ли новый Музей железных дорог своего рода методическим центром, разработчиком технологий работы с посетителями и музейными коллекциями?

– В ближайших планах – позиционирование Музея железных дорог России как единого методологического центра для отделов по сохранению исторического наследия железных дорог сети ОАО «РЖД». Также в планах создание единого выставочного продукта для малых музеев сети, создание для их посетителей единых условий доступности выставок, демонстрировавшихся ранее лишь в Москве и Санкт-Петербурге. 

– Деятельность любого музея предусматривает и ведение научной работы. Какие исследования будут вестись в Музее железных дорог?

– Пласт научной работы, который был разработан ещё сотрудниками Музея Октябрьской железной дороги, – научное обеспечение работы по реставрации натурных образцов подвижного состава. Крайне важно соблюсти историческую достоверность во всех деталях, касающихся работы по ремонту объектов, многим из которых уже исполнилось 100 лет. Также запланирована работа по изучению тем, связанных с историей российских железных дорог. 

– Планируется ли проведение в музее временных выставок, определена ли уже их тематика?

– Музейный комплекс обладает залом для временных выставок. Это пространство позволит в скором времени организовать совместные проекты с рядом музеев Санкт-Петербурга и независимых творческих коллективов. Так, в этом году планируется организация совместной выставки с Этнографическим музеем. Кроме того, музей планирует принять участие в проекте «Ночь музеев – 2018», в ходе реализации которого состоятся уникальные акции в виде перформанса, звуковых инсталляций и видео-арта. 

– Музей железных дорог России – один из самых крупных в мире. Какую роль в мировом музейном содружестве вы ему отводите?

– В каждом европейском государстве, обладающем сетью железных дорог, существует свой железнодорожный музей, а зачастую и несколько. Это разные музеи, но все они объединены общей темой – сохранения и показа истории стальных магистралей. Музей железных дорог России уже начал сотрудничество с музеями Финляндии, Германии, Франции. В марте состоялся визит представителей технических музеев Великобритании. Общение с такими коллегами – бесценный опыт сотрудничества. 

– Вы директор музея. Какой его экспонат ваш самый любимый?

– Пожалуй, макет Царскосельской железной дороги. Это первая попытка отразить на макете первую железную дорогу общего пользования на всём её протяжении. Показать не только движение подвижного состава из точки А в точку Б, но и дать представление гостям музея о железнодорожной архитектуре времён первой отечественной дороги, об особенностях технологии её работы. Макет полностью автоматизирован, имеет разные режимы представления. Он заслуженно является одной из точек притяжения во время экскурсий для самых разных посетителей. 

– У многих железнодорожников дома хранятся доставшиеся от предыдущих поколений документы, фотографии, предметы, по которым можно изучать разные исторические периоды железной дороги? Если владельцы этих вещей выразят желание передать их в музей, вы сможете принять эти экспонаты?

– Конечно, мы будем рады принять документы, фотографии, предметы, по которым можно изучать историю железных дорог в контексте общей истории страны. Со временем эти предметы займут достойное место в экспозиции или станут экспонатами выставочных проектов музея. 
Если вы хотите что-то передать в нашу коллекцию, присылайте фотографию этого объекта на электронную почту [email protected], и работники музея вам непременно ответят. 

Добились!

Ж/Д

Оцените доступность цен на поезда дальнего следования?

Авиа

Поддерживаете ли вы легализацию овербукинга в России?

Такси

Заметили ли вы изменения после принятия закона о такси?

Автобусы

Довольны ли вы качеством проезда на межрегиональных маршрутах?

Водный транспорт

Поддерживаете ли вы запуск речных электрических судов в вашем городе?