В 2014 году три подруги без предпринимательского опыта основали компанию BelkaCar.
Девушки несколько месяцев брали измором московских чиновников (ведь каршеринга в мегаполисе еще не было), и те разрешили сервисным авто парковаться во дворах и платить за парковку в 10 раз меньше, чем горожанам.
Машины компании угоняли, обворовывали, в них даже жили, но сейчас сервис поминутной аренды авто один из самых популярных в Москве.
Начиная бизнес, одна из основательниц BelkaCar, Екатерина Макарова, была уверена, что все чиновники — коррупционеры, опасалась угонщиков и думала, что отечественные инвесторы по достоинству оценят компанию.
Но чиновники оказались лучше, чем о них думают, западные инвесторы — адекватнее русских, а главная угроза каршеринга — не угонщики, а мелкие воришки. Вот шесть открытий, которые сделала Екатерина Макарова, став предпринимателем.
№1
Лучшие сотрудники — дети врачей и учителей
У нас работает очень много детей учителей и врачей. Я долго думала, почему? Причем это отличные сотрудники, с которыми очень комфортно. У меня есть теория, почему так вышло. Их родители были умными людьми, которые в 90-е годы мало зарабатывали, но при этом приучили своих детей к тому, что даже если мало платят, всё равно нужно что-то делать. Поэтому выросли идейные люди, которые работают не только ради денег, но и ради общей идеи. Кроме того, при найме мы смотрели, как мужчины относятся к женщинам. Фаундеры BelkaCar — женщины. И если мужчина сексист или с доминантным менталитетом, то он у нас просто не приживется. Он не сможет привыкнуть к тому, что ему женщины приказывают, что делать.
№2
Инвестиции придется ждать дольше, чем вы планируете
Мы не были готовы к тому, что ждать первые инвестиции придется два года. Мы были уверены, что привлечем их быстрее, и поэтому в какой-то момент пришлось занимать деньги у знакомых и родственников, чтобы заплатить сотрудникам и продолжить работу. Повезло, что у Лоры (Лориана Сардар, соосновательница сервиса BelkaCar) много родственников и они помогли собрать деньги. Никакой неловкости не было, мы были уверены, что у нас всё получится и деньги придут.
№3
Зарубежный инвестор проще
Я не думала, что работа с иностранными инвесторами более предсказуема, чем с российскими. Иностранцы долго проверяют факты и запрашивают очень много документов, зато после Due Diligence полностью доверяют команде. А российские инвесторы склонны к тотальному контролю и привыкли корректировать стратегию по ходу дела. Это влечет за собой риски.
№4
Нельзя экономить на IT
Если бы я сейчас могла вернуться к самому началу, то наняла бы еще больше людей в IT-отдел. Каршеринговая компания — это в первую очередь IT. Когда бизнес начинает масштабироваться, то любой неавтоматизированный процесс сразу превращается в кошмар. У нас такая история была со штрафами, потому что мы сейчас получаем по 700 штрафов в день и нужно определить, что с ними делать: списать с пользователя или нет, это физический пользователь или юридическое лицо, в какой момент был получен штраф и было ли это между арендами. И нам приходилось перебирать разные системы работы, какие-то штрафы терялись.
№5
Клиенты воруют
Мы недооценили мелкое воровство, не знали, что клиенты могут воровать в таких масштабах. Из машин тащат всё, что могут: держатели для телефонов, провода, коврики, колеса меняют. В среднем за две недели обчищают 50% всего автопарка. При этом провода мы проводили через панель, чтобы их было сложнее достать, но клиенты разбирают панели, чтобы утащить провод. И далеко не всегда можно отследить, на каком из этапов утащили. У нас уже сперли вообще все держатели и много проводов, это убыток примерно на 100 тыс. рублей.
№6
Чиновники лучше, чем принято думать
Мы думали, что все чиновники — коррупционеры, которые не хотят работать. Но в Департаменте транспорта Москвы стали активно нам помогать. Они сами написали необходимое законодательство, у нас есть чат каршеринговых компаний в Telegram, где представитель Дептранса быстро отвечает на наши вопросы. Они молодые, демократичные, многие с западным образованием. Затем была Московская область — 1 февраля мы запустили пилотный проект в Химках. Нам сами (!) позвонили из администрации Химок, я съездила туда на нашей машине, глава города послушал меня, и уже через три дня мы подписали инвестиционное соглашение, предусматривающее организацию специальных парковочных зон каршеринга около торговых центров и других оживленных мест. Причем власти активно помогают — видно, что они очень хотят себе каршеринг.