В рамках VIII Восточного экономического форума (ВЭФ-2023) гендиректор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и бывший министр транспорта России Евгений Дитрих рассказал РБК-ТВ о воздействии западных санкций на бизнес, выпуске замещающих еврооблигаций и перспективах лизинга в отрасли беспилотной авиации.
— На ваш взгляд, удалось ли справиться со всеми последствиями блокирующих санкций, которые в 2022 году против ГТЛК ввели США, Великобритания и ЕС?
— Знаете, в наше интересное и непростое время быть в разного рода санкционных списках не столько опасно, сколько почетно. ГТЛК здесь оказалась в одном ряду с такими замечательными участниками этих процессов, как Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и так далее. Хотя из российских лизинговых компаний ГТЛК единственная попала под санкции. Может, из-за того, что мы большие, может, кому-то показалось, что так они смогут сделать больнее — ведь наш лизинговый портфель составляет 1,25 трлн руб., и, вероятно, показалось удобно выстрелить именно таким образом. Но сегодня все то, что делает компания, учитывая, в каких списках мы оказались, говорит одно: «Ничего страшного». Отрабатываем и эти задачи и нормально себя чувствуем.
— Хорошо, но после введения санкций и рекордного убытка за 2022 год ГТЛК докапитализировали из средств ФНБ на 58,3 млрд руб. Вы допускаете еще одну докапитализацию в этом или следующем году?
— Отвечу на это так: в отличие от многих российских компаний, которым в 2022 и 2023 годах государство активно помогало, мы получали средства исключительно на реализацию тех или иных проектов. Упомянутая вами выдача средств в долг была связана с тем, что нам нужно было срочно спасать часть своих зарубежных активов. Дело в том, что в марте прошлого года большинство кредиторов, которые считали, что произошедшие события имеют признаки дефолта, начали предъявлять нам требования по досрочному возврату активов. И правительство оперативно помогло нам рассчитаться с кредиторами, выведя активы, в первую очередь самолетные, из-под удара.
Вспоминаю даже один случай, когда один из самолетов крупной российской авиакомпании остановили среди ночи где-то в Таиланде, поскольку получили уведомление от нашего кредитора, по которому лайнер переходит в его собственность. Но быстро этот вопрос с авиакомпанией и кредитором разрешили.
Что же до новой докапитализации, повторюсь: за последние два года средств на, допустим, решение проблем с ликвидностью мы не получали и просить пока не планируем.
— А размещение облигаций как способ привлечь средства для вас сейчас актуален?
— Конечно, чтобы развиваться, нужны средства — на развитие проектов, вложение в активы и так далее. В последнее время мы привлекаем в основном банковские кредиты. По публичным же заимствованиям процентные ставки сейчас достаточно высоки и как инструмент привлечения денег облигации ушли на второй план.
Но сейчас, когда были разрешены вопросы по еврооблигациям и когда в мае текущего года вышел президентский указ № 364 о репатриации иностранной валюты, когда обязательными стали выплаты по облигациям зарубежных «дочек» российских компаний, мы немедленно стали готовить свои корпоративные решения. Буквально в конце августа и решение совета директоров, и директива акционеров были получены и начались выплаты по еврооблигациям. Разумеется, это не могло не обрадовать и российских инвесторов, вложившихся в евробонды нашей европейской «дочки».
Все это, конечно, изменило настроения на рынке. Мы стараемся мониторить ситуацию, и опросы инвесторов показывают рост интереса и к локальным облигациям ГТЛК. Мы продолжаем расплачиваться по евробондам — до конца этого года должны направить на эти цели около 2 млрд руб.
Не забываем и о том, что указ президента обязывает не только возобновить выплаты по евробондам, но и подготовить к выпуску замещающие облигации. Свое предложение мы уже выработали и план эмиссии передали на согласование в Банк России. Думаю, что размещение таких бумаг мы сможем начать уже в октябре.
Кто-то не видит в этом смысла: зачем выпускать замещающие облигации, если указ так и так обязывает проводить выплаты по купонам евробондов? Но мне кажется, что это в первую очередь шанс для российских инвесторов. Кто-то готов ждать регулярных выплат и в конечном итоге погашения бумаг (последний выпуск нашей европейской «дочки» завершается в 2029 году). Но кому-то из инвесторов удобнее было бы распорядиться своей долей сейчас. И с учетом того, что на Западе бумаги заморожены, человек получает замещающие облигации, которые может продать, а вырученные средства реинвестировать.
— Планируете ли вы на октябрьском размещении заместить сразу все выпуски еврооблигаций?
— Всего у нас было шесть выпусков на общую сумму $3,25 млрд. По данным депозитария НРД, россиянам принадлежит около половины из этих бумаг. Соответственно, да, как и предполагает президентский указ, мы поэтапно в течение года разместим шесть выпусков замещающих облигаций на $1,6 млрд.
— А с нерезидентами тогда как?
— Я бы сказал следующим образом: у ГТЛК был неплохой бизнес. Именно бизнес: мы не просто занимали за рубежом в валюте, направляли средства в российский бизнес, чтобы получить тут доход и направить его за рубеж на выплаты держателям облигаций. Наши европейские и ближневосточные «дочки» на выручку от размещения еврооблигаций покупали активы, передавали их в лизинг, получали доход.
Но в прошлом году ГТЛК и наша европейская «дочка» попала под санкции, этот бизнес был заморожен. Уже в начале этого года наши бывшие партнеры в ангажированном ирландском суде добились ликвидации «ГТЛК Европа» и ряда других наших зарубежных компаний. И я не могу теперь сказать, как европейские инвесторы будут возвращать вложенные в наш бизнес средства. Наверное, об этом должен позаботиться тот самый ирландский суд.
— То есть вы просто перестанете платить им купоны?
— Смотрите, указ президента № 364 нацелен на защиту российских инвесторов, чтобы эти выпуски мы делали здесь, в рублях по курсу, и все обязательства перед россиянами были соблюдены.
— После банкротства зарубежных «дочек» ГТЛК рассматривает варианты ведения бизнеса за рубежом?
— Повторюсь, банкротства не было. На основании санкций было принято решение, ведущее к приостановке бизнеса, заморозке операций и активов. То есть чтобы платить зарплаты и даже проводить уборку в офисах, нужно было обращаться за разрешением к еврорегуляторам. И такие разрешения были получены. Но когда зашла речь о разморозке средств для выплат по евробондам, таких разрешений мы так и не получили.
Да, было решение о ликвидации. Да, в нем содержалось предписание собрать все активы и рассчитаться с инвесторами. Но банкротства не было. Ликвидирован и остановлен работающий бизнес, приносивший инвесторам доход. Если наше участие в подобных проектах более не требуется, то на этом рынке мы больше в бизнес-проектах участвовать не будем.
Что касается других рынков, мы ищем варианты и пытаемся отрабатывать эти задачи. Хотя подчеркну, что сегодня для нас приоритетным рынком все же является российский, на котором мы при поддержке правительства запустили целый ряд проектов, софинансируемых из ФНБ, где мы поддерживаем отечественную промышленность долгосрочными заказами, включая судостроение, авиапром и общественный транспорт, где наши позиции традиционно сильны.
— Говоря о новых направлениях, ГТЛК совместно с НТИ создала своего оператора беспилотников. Что там происходит прямо сейчас?
— Прямо сейчас гендиректор нашего совместного предприятия ООО «БАС» вместе с нами на форуме, занимается поиском новых клиентов, ищет новые заказы. Но если серьезно, решение о создании такой компании мы приняли еще в августе 2022 года. ООО «БАС» одним из первых получило свидетельство эксплуатанта, сейчас набран и обучается пилотский состав. И сейчас наши коммерческие программы, которые ГТЛК изыскивает из своих оборотных средств, позволяют покупать беспилотные авиасистемы, которые передаем оператору в лизинг.
Первая задача здесь — вывести отрасль на принципы коммерческой экономики. Мы не просто передаем в лизинг средства, но инвестируем в них с расчетом на то, что оператор будет возвращать нам лизинговые платежи. Далее, нам важно расширять масштабы рынков, на которых технология применяется. В частности, нам поручено продвижение беспилотных технологий в субъектах федерации. А спрос там есть немалый: экологический мониторинг, отслеживание лесных пожаров, доставка грузов, сельхозработы и так далее. Многие регионы тратят на это существенные суммы из своих бюджетов, задача же оператора — продемонстрировать эффективность и оптимальность беспилотных систем для решения этих задач. Ну не гонять же каждый раз Ми-8 для простого мониторинга ситуации в лесах?
Сегодня наш оператор имеет уже 26 беспилотников, до конца года мы обещали закупить для него еще 170 аппаратов российского производства самых разных типов и классов. Кроме того, операторы уточнили по регионам спрос на сами БАС и на оказываемые ими услуги, что легло в основу предложений к новому нацпроекту. Примерно тем же путем — изучения и формирования спроса — мы шли, когда прорабатывали программу по судостроению. Очень важно, чтобы весь транспорт был востребован. Это и баланс цены, и баланс спроса.
Источник: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/650162ca9a7947c51f701f45