В России планируется ввести глобальный дистанционный контроль за автобусными перевозками с помощью датчиков и видеокамер в самих автобусах, рассказал глава Ространснадзора Виктор Басаргин на пресс-конференции в «Российской газете».
Перевозчикам, владеющим транспортными средствами вместимостью более восьми мест, предстоит оборудовать свои автобусы видеокамерами и «умными» тахографами. Детали требований к новым устройствам пока не раскрываются.
Ространснадзор и ГИБДД будут обмениваться данными об идентификации транспортного средства, проверять, сертифицировано ли оно, есть ли у перевозчика лицензия, не нарушает ли водитель автобуса правила труда и отдыха, перевозок.
Проект системы уже обсуждался Минтрансом и МВД, он будет дорабатываться. Четких сроков запуска новой системы и введения требований по оборудованию пока нет.
Новые устройства позволят в онлайн-режиме, не останавливая транспортное средство, производить контроль режима труда и отдыха водителя. Но еще необходимо внести поправки в законодательную и нормативную базу.
Пока же закон требует получать разрешение на перевозку только по регулярным маршрутам. Этим пользуются недобросовестные перевозчики, которые фактически занимаются регулярными перевозками под видом заказных рейсов. Это привело к тому, что рынок пассажирских перевозок на более чем 45% – серый (25% приходится на псевдозаказные перевозки, 20% – на подбор пассажиров через сервисы попутчиков типа Bla-Bla-Car). Главная опасность таких перевозчиков не в том, что они не платят налоги, а в том, что нарушают правила перевозки пассажиров, что приводит к гибели людей.
Осенью этого года произошло несколько крупных аварий с участием автобусов и маршрутных такси. И практически везде фигурировал заказной перевозчик. За 9 месяцев этого года произошло 16 ДТП с особо тяжкими последствиями с участием заказных автобусов. Погибло 40 человек, ранено 206. Это в 2,5 раза больше людей, чем за аналогичный период прошлого года.