Сейчас сверхлимитная продажа билетов на рейс никак не регламентирована.
Если пассажиру, оплатившему перелёт, вдруг не хватит места в самолёте, перевозчик обязан будет вернуть ему стоимость билета в десятикратном размере. Соответствующий законопроект на этой неделе собирается внести в Госдуму первый зампредседателя Комитета нижней палаты по энергетике, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских.
Лишние пассажиры
Как рассказал «Парламентской газете» автор документа, сегодня очень многие российские авиакомпании продают на свои рейсы больше билетов, чем мест на борту. Это так называемый овербукинг, или перебронирование.
«Авиакомпании подсчитали что примерно 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь, — пояснил законодатель. — Вот перевозчики и пускаются на ухищрение: продают дополнительные билеты, чтобы заработать побольше денег».
Людям предлагали лететь в другое время, из-за чего крахом шли все их планы: кто-то опаздывал на следующий транзитный рейс, кто-то пропускал важную деловую встречу, кому-то это ломало весь отпуск.
Когда же на рейс приезжают все, кто приобрёл билеты, представители авиакомпании предлагают «лишним» пассажирам полететь следующим самолётом или вернуть деньги.
«Я сам не раз был свидетелем таких ситуаций, — вспоминает Игорь Ананских. — Людям предлагали лететь в другое время, из-за чего крахом шли все их планы: кто-то опаздывал на следующий транзитный рейс, кто-то пропускал важную деловую встречу, кому-то это ломало весь отпуск».
При этом привлечь за такие шалости авиакомпанию к ответственности практически невозможно. Как пояснил «Парламентской газете» главред отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, сегодня запрета на сверхлимитную продажу авиабилетов не существует: «Этого нет ни в Воздушном кодексе, ни в Федеральных авиационных правилах».
Например, в марте этого года лоукостер «Победа» на 189-местный самолёт, который летел по маршруту Красноярск — Москва, продал 196 билетов. В итоге одной пассажирке не нашлось места на борту. Почти семь месяцев длилась проверка надзорными органами её жалобы на авиакомпанию. В результате, 13 сентября лоукостер был оштрафован на 20 тысяч рублей за правонарушение по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
«Фактически речь идёт о ненадлежащем исполнении услуг: перевозчика привлекли к ответственности за нарушение прав потребителей», — отметил Олег Пантелеев.
Депутат Игорь Ананских убеждён, что такими малоэффективными мерами победить это явление не удастся. Поэтому он предлагает установить жёсткие штрафные санкции за овербукинг. Соответствующий законопроект готовится к внесению в Госдуму. Если пассажир приехал вовремя, трезвый и выполняет все установленные правила, он должен улететь по своему билету.
«Пассажиру, которого не пускают на борт самолёта под надуманными предлогами, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета, — объяснил парламентарий суть законопроекта. — Таким образом, мы рассчитываем, что это отобьёт у авиаперевозчиков желание продавать больше билетов, чем мест в самолёте».
Поправки предполагаются в Воздушный кодекс.
Борьба с пустыми креслами
Между тем российские авиакомпании уже довольно давно просят узаконить так называемый овербукинг, называя это антикризисной мерой. Перевозчики утверждают, что лишняя пара-тройка билетов на самолёт сократит риск пустых кресел в салоне.
В 2015 году Минтранс даже разработал законопроект, который предлагал внести в Воздушный кодекс статью, разрешавшую авиакомпании по своей инициативе менять условия договора перевозки при объединении рейсов, замене самолета и невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете. Главной целью документа было «нормативное закрепление возможности перебронирования (продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна)». Однако эта инициатива так и осталась на стадии общественного обсуждения.
«Овербукинг официально используется во многих странах мира, — рассказал «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ» Фёдор Борисов. — Отечественные перевозчики сегодня находятся в невыгодных условиях перед иностранными конкурентами, которые могут снижать цены на билеты, выпуская их в несколько большем количестве, чем вмещает самолёт».
По словам эксперта, узаконивание овербукинга в первую очередь рассматривалось как возможность защитить права пассажира. Закон должен был регламентировать взаимоотношения авиакомпании и пассажира со сверхлимитным билетом в плане определения компенсаций.
«Сейчас это решает суд, — отмечает Фёдор Борисов. — Но судиться идут единицы: это очень дорого и долго».
И хотя внедрить овербукинг в авиационные правила перевозчикам не удалось, они используют его неофициально.
Источник: Парламентская газета